Участники круглого стола, прошедшего в четверг в Госдуме, выступают за принятие мер, направленных на развитие городского наземного электрического пассажирского транспорта.
Городской пассажирский транспорт, по их мнению, стал одной из важнейших отраслей жизнеобеспечения городов, от функционирования и развития которого зависит качество жизни населения, эффективность работы отраслей экономики и возможность использования градостроительного и социально-экономического потенциала территории.
Участники «круглого стола» считают, что несовершенство национальной правовой базы функционирования отрасли, в частности, отсутствие экономически обоснованных тарифов на пассажирские перевозки, уклонение государства от организации борьбы с безбилетным проездом, привело к недостатку средств для обновления основных производственных фондов, в том числе, подвижного состава /трамваев и троллейбусов/ и поставило на грань катастрофы многие предприятия электротранспорта.
На «круглом столе» отмечалось, что правительство РФ уделяет недостаточно внимания проблемам городского электротранспорта, считая, что данный вопрос относится к компетенции органов местного самоуправления. Такой подход, по мнению участников «круглого стола», можно было бы принять в условиях сбалансированной бюджетной системы страны и, соответственно, хорошего положения местных бюджетов. Однако, по словам председателя комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева, местные бюджеты, особенно в условиях кризиса, зачастую не в состоянии оказать необходимую помощь транспортным предприятиям.
Депутат отметил, что в России не получают должного развития современные скоростные виды общественного транспорта, которые могли бы существенно снизить остроту проблемы транспортного развития мегаполиса. По его словам, важным направлением совершенствования городского электротранспорта может стать развитие в крупнейших городах и городах-полумиллионниках легкорельсового транспорта. С.Шишкарев подчеркнул, что из всех видов городского пассажирского транспорта в мире при совокупной оценке качеств именно легкорельсовый транспорт призван наиболее перспективным.
Учитывая высокую степень предварительной проработки проектов строительства систем легкорельсового транспорта и новейшего подвижного состава в гг Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Краснодар, депутату представляется целесообразным разработка комплекса мер по организации в Санкт-Петербурге и на юге России производства подвижного состава легкорельсового транспорта с учетом современных инновационных решений.
Участники «круглого стола» считают, что правительству РФ необходимо рассмотреть возможность разработки и внесения в Госдуму законопроекта об обеспечении транспортной мобильности населения муниципальных образований, устанавливающего количественные и качественные нормы транспортной мобильности, приоритетность развития общественного экологического транспорта. Также, правительству предлагается продолжить реализацию предприятий по софинансированию закупок транспортных средств, в том числе, трамвайных вагонов и специальных аварийных машин для нужд городского электротранспорта на шасси отечественных производителей для обеспечения транспортного обслуживания населения муниципальных образований. Предприятиям-перевозчикам всех форм собственности предлагается разрешить участвовать своими средствами в программе по софинансированию закупок транспортных средств.
Кроме того, правительству предлагается разработать и утвердить на уровне РФ единую методику формирования тарифов на перевозку пассажиров городским электротранспортом, а также принять нормативные акты об установление регулируемых тарифов на поставку электроэнергии предприятиям городского наземного электротранспорта в объеме всего фактического потребления.
В целях восстановления действенности системы борьбы с безбилетным проездом, участники «круглого стола» предлагают рассмотреть возможность внесения в изменение законодательства в части предоставления полномочий местным органам самоуправления по применению штрафных санкций за безбилетный проезд в городском наземном транспорте.
Участники «круглого стола» говорили о необходимости принятия закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения РФ». Также они выступают за разработку механизма госгарантий для стимулирования роста инвестиций на инновационное развитие, в том числе, путем заключения на конкурсной основе пятилетних контрактов на приобретение подвижного состава производителями легкорельсового транспорта.