Депутаты предлагают облегчить процедуру обновления парка судов
В Государственной думе началась работа над проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 24 Кодекса внутреннего водного транспорта (КВВТ) в части согласования с законодательством об ипотеке».
Законопроект внесён председателем думского комитета по транспорту Сергеем Шишкарёвым и членом комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.
Как рассказал Сергей Шишкарёв на заседании комитета по транспорту, Гражданский кодекс РФ относит подлежащие государственной регистрации суда внутреннего водного транспорта к объектам недвижимого имущества, которые могут приобретаться по ипотечным кредитам. Ранее действовавший закон «Об ипотеке» предусматривал обязательное нотариальное удостоверение договоров о покупке недвижимости в кредит. Однако с принятием в 2004 году изменений в ипотечное законодательство это положение было исключено из закона. В то же время в статье 24 КВВТ соответствующие изменения, исключающие требование о нотариальном удостоверении ипотечного договора по приобретению судов, внесены не были. Таким образом, в правоприменительной практике возникло противоречие между законом «Об ипотеке» и статьёй КВВТ.
По словам Сергея Шишкарёва, в настоящее время износ судов торгового речного и морского флота превышает 80%. Судовой парк обычно обновляется с использованием схем кредитного финансирования. Российские банки активно кредитуют тех, кто приобретает суда. Но правовая неопределённость в вопросе нотариального удостоверения кредитных сделок с судами внутреннего плавания является существенным ограничением таких операций. А само обязательное нотариальное удостоверение этих договоров остаётся избыточной мерой, влекущей дополнительные затраты времени и средств. Кроме того, Кодекс торгового мореплавания не предусматривает обязательного нотариального удостоверения договоров морского залога, договоров ипотеки судна или строящегося судна. Поэтому депутаты предлагают исключить из КВВТ положение о нотариальном удостоверении подобных сделок.
В Ассоциации судоходных компаний с подобной проблемой не знакомы. По словам вице-президента Ассоциации Натальи Сафоновой, никакой правовой неопределённости у судовладельцев, скорее всего, не возникало. Как уточнил директор Департамента инфраструктурных и транспорт? ных проектов юридической фирмы «Вегас-Лекс» Александр Кошкин, суда проходят государственную регистрацию и, скорее всего, нотариальное удостоверение является избыточной опцией в процессе приобретения прав на них. «Целесообразнее было бы нотариальное удостоверение исключить из КВВТ. Законодательная база не должна допускать правовых коллизий», — резюмировал юрист.
Елена Леонтьева, «Гудок», 30.06.2008