В штаб-квартире ВТО в Женеве подтвердили, что возобновление переговоров между Грузией и Россией не противоречит правилам торгового клуба. Согласно 12-й статье Марракешских соглашений о создании ВТО 1994 года, страны всегда могут возобновить двусторонние переговоры.
Грузия заявила о возобновлении двусторонних переговоров 14 июля. До этих пор России оставалось до вступления в ВТО подписать соглашение только с США. Грузия является членом ВТО с 14 июня 2000 года.
Одновременно стало известно, что письмо с требованием возобновить переговоры по вступлению России в ВТО, направленное 14 июля из Грузии в российское министерство экономического развития и торговли, было не первым по счету. Об этом заявил министр экономики Грузии Ираклий Чоговадзе. По его словам, глава МЭРТ Герман Греф должен был получить аналогичное письмо еще в конце 2005 года после конференции ВТО в Гонконге.
Кроме того, Ираклий Чоговадзе отметил, что при личных встречах с главой российского министерства он не раз упоминал о тех проблемах, которые не позволяют Грузии одобрить вступление России в ВТО. По мнению Ираклия Чоговадзе, все вопросы может устранить только встреча президентов Грузии и России Михаила Саакашвили и Владимира Путина.
Грузия требует отмену запрета на поставки грузинских вин, открытие КПП «Верхний Ларс» и допуск грузинских таможенников на КПП в Абхазии и Южной Осетии.
Правительство Грузии отрицает, что возобновление переговоров было согласовано с США.
«Территорию Грузии скоро покинет последний российский солдат», — пообещал госминистр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава. «Господин Кокойты мечтает, чтобы миротворцы оставались в Цхинвальском регионе, но я ему обещаю, что этого не будет», — сказал он.
Говоря о возможности вывода миротворцев из Цхинвальского региона, Хаиндрава признал, что здесь есть существенная юридическая загвоздка. «Денонсация Дагомысского соглашения о вводе миротворцев в Цхинвальский регион — сложнейший процесс из-за того, что подписывающая сторона не предусмотрела сроки вывода миротворцев, что ставит под сомнение выход из соглашения», — сказал Хаиндрава.
Хаиндрава отверг утверждение высокопоставленных чиновников РФ, в соответствии с которыми для вывода российских миротворцев из грузинских конфликтных зон необходимо согласие всех сторон конфликтов. «Для вывода миротворцев из зоны грузино-абхазского конфликта достаточно требования одной стороны: это подтвердил президент Путин, который сказал, что если Грузия потребует, Россия выведет миротворцев на следующий же день», — сказал Хаиндрава.
Министр, кроме того, отметил, что после принятия парламентом Грузии постановления о выводе миротворцев непременно возникнут проблемы. То есть «усилится политическое информационное, финансовое и экономическое давление на страну со стороны России». «Мы всего должны ждать от России», — заявил Хаиндрава. Но «это сделает нас сильнее», — сказал министр.
Хаиндрава также не разделил мнения министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамба, который заявил, что с выводом российских миротворцев регион окажется перед угрозой новой гуманитарной катастрофы. По словам госминистра, «для этого нет и не будет никаких предпосылок».
Касаясь вопроса выхода Грузии из СНГ, Хаиндрава заявил, что «всему свое время». «СНГ — это не только Россия, там находятся дружественные нам государства — Украина, Казахстан и другие», — сказал Хаиндрава. Он сообщил, что по поручению президента Грузии правительство страны рассматривает вопрос выхода из СНГ. «Процесс идет, проводятся двусторонние консультации, и когда все будет подготовлено и будет целесообразность, я уверен, мы не станем затягивать с этим решением», — сказал министр.
Хаиндрава подчеркнул, что «на данном этапе самым главным является вывод российских миротворцев, которые мешают развитию Грузии и урегулированию конфликтов».
Председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев в ответ на резкие демарши грузинского руководства заявил: «Опубликовано официальное сообщение ФСБ России о поступающей информации, что готовятся провокации в регионе. Эта информация не может оставаться без внимания, тем более что мы видим в руководстве Грузии сейчас достаточно большое количество эмоционально настроенных людей, которые стремятся к максимально быстрому решению югоосетинской проблемы.
Нынешний президент Грузии, господин Саакашвили, остро нуждается в новых подтверждениях эффективности своей власти. Идя на смену Шеварднадзе, он сделал достаточно много радикальных обещаний. Часть из них уже исполнилась: разрешена ситуация с Аджарией, достаточно активно ведется борьба с коррупцией, есть определенные сдвиги в экономическом развитии страны. Но критика режима Саакашвили очевидно нарастает. Мы видим постоянные демонстрации на улицах, под стенами грузинского парламента. В обществе распространяется разочарование нынешним руководством Грузии, связанное с тем, что многие успехи нынешней власти достигаются авторитарными, нежели демократическими методами.
Поэтому есть ощущение, что, желая исправить эту ситуацию, Саакашвили и его окружение могут попытаться осуществить молниеносную войну, блицкриг. А объектом приложения сил в данном случае может быть только Южная Осетия, поскольку ситуация там кардинальным образом отличается от ситуации в Абхазии. Южная Осетия малочисленна по составу населения, у нее значительно слабее вооруженные силы, экономика, она изолирована от каких-либо внешних контактов за исключением Рокского туннеля, соединяющего Южную Осетию с территорией России. Так что соблазн велик.
Кардинальной ошибкой грузинского руководства является представление о том, что и югоосетинская, и абхазская проблемы — это проблемы, которые стимулируются и консервируются со стороны России. Любой человек, который бывал в Грузии еще в советские времена, хорошо знает, что напряженность между грузинами и осетинами, между грузинами и абхазами существует многие десятилетия. Она является проблемой, унаследованной со сталинских времен, достаточно искусственной национальной политики».
«Грузины говорят: почему вам в Чечне можно, а нам в Осетии нельзя?» — задал вопрос корреспондент. На это Константин Косачев ответил: «Кардинальное отличие заключается в том, что жители Южной Осетии никогда, ни при каких условиях не соглашаются и не соглашались на то, чтобы жить в составе единого государства с Грузией. В Чечне мы имели дело, когда в первой половине 90-х годов группа радикально настроенных воинствующих политиков сумела увлечь часть населения идеями сепаратизма. Но эти идеи никогда не были доминирующими в чеченском обществе. Сейчас все без исключения, самые независимые, самые спонсируемые из зарубежья опросы чеченского общественного мнения показывают, что устойчивое большинство как минимум в пределах от 80% до 90%, а по некоторым опросам и за 90% высказываются за сохранение Чеченской Республики в составе Российской Федерации.
Вот если такое произойдет в Южной Осетии, я первым поздравлю наших грузинских партнеров с успехом их национальной политики, но до тех пор, пока этого не происходит, а этого нет пока ни малейших признаков, проблема Южной Осетии будет сохраняться, причем не как проблема грузино-российских отношений, а грузинская, как проблема отношений Тбилиси и Цхинвали.
Россия смотрит за этими процессами без какого-то злорадства, мы не потираем руки, наблюдая за тем, как грузинское руководство не справляется с проблемами так, как с ними, скажем, справляется на своей территории Российская Федерация. Нам, безусловно, было бы важно видеть в лице Грузии единое благополучное, процветающее государство. Если Тбилиси все же сможет найти общий язык с Цхинвали и Сухуми, я абсолютно уверен в том, что Россия сдержит соответствующие решения. Но до тех пор, пока Тбилиси делает ставку исключительно на силовое давление на соответствующие регионы, Россия будет занимать ту позицию, которую она занимает. Подчеркну, что это не позиция в поддержку сепаратизма на территории Грузии.
В адрес России, включая Госдуму, поступают многочисленные обращения самого легального характера от легитимно существующих властей и Южной Осетии, и Абхазии с просьбой о признании независимости соответствующих территорий, а в случае с Южной Осетией — даже о приеме этой территории в состав РФ, то есть о воссоединении осетинского народа. Обратите внимание, что Россия никогда, ни на каком этапе эти обращения не рассматривала, и, таким образом, то, что Грузия хотя бы формально, де-юре остается все-таки целостным государством, это, я думаю, в первую очередь, заслуга России, которая проявляет очевидную сдержанность и политическую мудрость. Так что попытки каких бы то ни было провокаций в любом другом историческом контексте контрпродуктивны, они кардинальным образом ухудшат ситуацию в этом регионе, отбросят от пусть робкого, но, тем не менее, идущего политического диалога на исходные позиции. Разумеется, Россия в этом случае не будет безучастной, равнодушной, поскольку речь идет и российских гражданах, которые проживают на территории югоосетинского региона».
«Если Грузия все же решится на блицкриг», — заявил Константин Косачев, — «это будет разрушительным вариантом развития событий и для Грузии, и для Южной Осетии, и для России. Вместе с тем, Россия будет использовать весь спектр своих возможностей, в том числе экономические, политические, дипломатические и военные, чтобы защитить своих граждан за рубежом. Я не исключаю применения военных средств в Южной Осетии в случае угрозы жизни российских граждан».
Депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи, основатель Фонда «Государственный Клуб» Сергей Шишкарев так прокомментировал решение грузинского парламент о выводе российского миротворческого контингента с территории Абхазии и Южной Осетии: «Россия заинтересована в мире в Закавказье, — от ситуации в этом регионе напрямую зависит стабильность на Северном Кавказе и на Юге России в целом. Политика России в этом регионе была последовательно направлена на предотвращение вооруженного противостояния. Поэтому российская власть должна игнорировать все решения грузинских политиков, способные разрушить хрупкую стабильность в Закавказье».
«Одновременно следует создавать условия для прочного и длительного мира в этом регионе. Основой для него может стать только волеизъявление народов. Поэтому грузинское правительство должно незамедлительно дать согласие на проведение референдумов в Абхазии и Южной Осетии. А российские миротворцы должны создать условия для возвращения в эти республики грузинских беженцев, необходимое для того, чтобы волеизъявление имело легитимный характер», — подчеркнул Сергей Шишкарев.
По материалам Ленты.ру, Интерфакса, агентства «Национальные интересы» и пресс-службы Сергея Шишкарева