Будущее российского бизнеса зависит от качества образования.
ЭПОХУ малиновых пиджаков и рэкета начала 90-х годов сменил не менее одиозный период олигархов и офшорной аристократии, с ее психологией иностранцев в собственной стране. Но уже тогда у многих представителей крупного бизнеса возникло осознание социальной ответственности перед обществом и государством. Нельзя только брать от общества, нужно научиться заботиться о его нормальном развитии.
Ответственная позиция крупного бизнеса — единственный способ обеспечить долгосрочную социальную стабильность, и отрадно, что крупные предприниматели сами начинают осознавать это.
Особую значимость для развития страны и национального бизнеса имеет образование. Именно образование буквально создает на глазах будущее страны. Вот почему в сферу российского образования и науки так активно стремились проникнуть западные фонды, пытаясь навязать российской молодежи свое видение места России в мире, свои стандарты демократии второго сорта.
Вот почему столь печально видеть, что рыночные принципы получили распространение в российском образовании совсем не так, как хотелось бы — в храмах науки зачастую господствуют торговцы.
Упущенное еще не поздно и необходимо наверстать. Самое время изгнать торговцев из храмов, избрать иной путь органичного встраивания постсоветской высшей школы в условия рыночной экономики. Отрадно, что первые шаги на этом пути российский бизнес уже предпринимает.
Для меня абсолютной аксиомой является то, что бизнес должен служить своей Отчизне. Невозможно получать прибыль в собственной стране, а ментально жить за рубежом, нельзя жить, как сказал Осип Мандельштам, «под собою не чуя страны». Бизнесмены, какими бы крупными они ни были, и политики, даже самые великие, — это часть общества, и если они называют себя элитой, то должны соответствовать этому понятию, держать марку, помнить о чувстве долга и ответственности перед своими согражданами, перед обществом, перед государством. Только на пути социального партнерства и создания общества равных возможностей реально формирование подлинной демократии, достижение благополучия и процветания всего общества.
Ключевым моментом в решении этой задачи является качество российского образования. Общество и власть уже начинают осознавать, что основным
ресурсом страны является интеллектуальный ресурс нации. Не нефть и газ, не природная рента, а именно интеллект, который дороже любых денег.
Вот почему задача повышения качества образования мне кажется первостепенной. Образование должно быть доступным для всех российских граждан и конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг. Это возможно за счет развития в образовании новых управленческих технологий и финансовых механизмов. За счет изменения политики, которую проводит крупный бизнес в сфере образования. Мы должны перестать быть просто спонсорами образования и перейти к системному инвестированию, осуществляя вклад в развитие трудовых ресурсов.
Необходимо начать формировать сеть национальных университетов, предоставляя возможность для непосредственного участия предпринимателей в образовательном процессе. Это участие должно заключаться в создании попечительских советов, целевой подготовке специалистов по договорам, корректировке программ обучения.
Бизнес должен вкладываться и в прогнозирование рынка труда, т. е. финансировать исследования по определению необходимого числа специалистов определенного профиля, необходим стратегический запрос на кадры. Мы должны перестать готовить высококлассных гуманитариев или специалистов по IT-технологиям, которые потом уезжают на Запад или становятся упаковщиками подарков. Мы должны, наконец, осознать, что существуют принципиально затратные профессии, которые не приносят экономической выгоды. Но именно такие профессии, как учитель, врач, ученый, создают культуру, создают гуманистический социум, без которого общество превращается в джунгли.
Свой вклад в поддержку и развитие образовательной сферы крупный бизнес не должен ограничивать исключительно подготовкой специалистов, востребованных предпринимательскими структурами. Конкурентоспособность бизнеса напрямую зависит от уровня интеллектуального и культурного развития общества: это определяет и характер потребительского спроса, и возможность использования научных и технологических достижений, и саму возможность участия страны в новой волне научно-технической революции.
Понимание роли университетского образования и гуманитарных исследований привело меня к идее создания Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный Клуб». В состав учредителей Фонда вместе со мной вошли депутат Госдумы от фракции «Единая Россия», председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин и председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. Задачей нашего Фонда является формирование компетентного кадрового потенциала.
Мы считаем, что, финансируя студенческие исследовательские и образовательные проекты, можно вернуть современным студентам потерянное чувство востребованности, чувство собственной значимости, если хотите.
Ведь крупные фонды, которые существуют в России, финансируют, стремясь получить готовый исследовательский продукт, только «взрослую» науку. Мы же решили рискнуть — решили доверить деньги самим студентам. Пора уже нам воспитывать инициативных, самостоятельных людей, способных принимать решения. Только доверие к молодежи и долгосрочная политика в области образования смогут обеспечить достойное место России в мире.
Источник: Российская газета