Президент Федерации гандбола России Сергей Шишкарёв – об итогах чемпионата Европы, судействе, эмоциональных срывах и второй сборной.
В заключительном матче основного раунда чемпионата Европы по гандболу в Швеции женская сборная России сыграла вничью с командой Венгрии и завершила турнирную борьбу. Руководитель Федерации гандбола России Сергей Николаевич Шишкарёв подвёл итоги турнира, рассказал об эмоциональных срывах, предвзятом судействе и отсутствии фэйр-плей, а также анонсировал создание второй сборной и дальнейшую целенаправленную работу в интересах национальной команды.
«Я просто назову судейство предвзятым»
– Сергей Николаевич, как оцените итоги чемпионата Европы?
– Давайте будем отталкиваться от игры с Данией. Я после неё зашёл к девчонкам, поблагодарил их за игру, поддержал. Слёз в раздевалке было много, половина команды рыдала. Это были слёзы людей, которые сделали всё, но это не привело к желаемому результату. Бились – молодцы. Командный дух я бы отметил. Но это не оправдывает огромного количества ошибок. Посмотрите, какое сильное получилось расслоение: Судакова, например, забрасывает из восьми шесть – и всё шикарные, важнейшие голы. А Кожокарь и Самохина на другом краю забивают минимальное количество голов. И вратаря мы опять национальным героем сделали, потому что так бросаем.
– Что-то скажете по поводу судейства?
– Не люблю я говорить на тему судейства… Но сегодня я позволил себе лишнего, высказал представителям IHF всё, что думаю, поскольку судейство было безобразным.
Печально, что это исходило от сербских арбитров. Но, наверное, не случайно эту пару поставили, чтобы вытаскивать сборную Дании. Зачем это делалось? В XXI веке при наличии повторов можно сделать детальный анализ того, что творилось. Двойные стандарты налицо: у одних ворот дают доигрывать эпизод до гола, и если гола нет – тогда свистят. А мы забиваем гол – его отменяют. Игрока косят, валят на площадку, и это не считается. Я был очень возмущён. А в ответ все только глаза прятали. Никто не пожелал со мной объясниться. Я не дипломат и не собираюсь в дипломатию играть. Я этим чинушам ничем не обязан. Сидят с каменными лицами, говорят: «Sorry». А что нам «сорри»? Зачем засуживать наших молоденьких девочек? Зачем за уши тащить эту скандинавскую страну? Правильно Трефилов говорит, если они на голову сильнее, то путь просто выигрывают.
А ещё я возмущён тем, как организован матч. Что за хамство такое по отношению к нам? Что за пренебрежение и неуважение, когда диктор сознательно поддерживает одну из команд? Это уже не фэйр-плей, а какой-то скандинавский беспредел!
– А если говорить о турнире в целом?
– Если говорить о турнире в целом, то мы сами виноваты. Ключевыми стали две игры. Матч с Чехией к трагическим последствиям не привёл. А игра с Румынией была вчистую проиграна нами, вопреки обстоятельствам. Многое складывалось в нашу пользу, но мы допускали непозволительное количество ошибок. Эта игра и закрыла нам путь в полуфинал. Если бы мы её выиграли, то было бы другое настроение, не так бы тряслись руки. А так девчонки, особенно молоденькие, поплыли. Но ещё раз говорю: в эту команду я верю, как верю и в талант Евгения Васильевича. Да, в какой-то момент он перегнул палку, сорвался, и я его не оправдываю с точки зрения его поведения, но в обиду я его не дам. Много есть завистников, много людей, которые вырывают что-то из контекста, но нельзя забывать, что именно этот человек, вопреки всему, сделал победу. Он сплотил этот коллектив, он научил, заставил их играть. Евгений Васильевич – очень разумный человек, он подкорректирует свои эмоции, но порой сдержаться действительно трудно.
«Трефилова уже не переделаешь, да и не надо»
– Евгений Васильевич сказал, что сейчас всем надо подумать об интересах сборной, в том числе и представителям клубов. Реально ли, на ваш взгляд, всем объединиться и перед отборочным турниром к чемпионату мира помочь команде?
– Абсолютно реально. У нас главная проблема в том, что люди не хотят просто сесть и нормально поговорить, определить проблемы и посмотреть, как их решить. Люди разучились работать, и в регионах, и в клубах, и в федерации. И теперь надо их заставлять. Сейчас есть куча возможностей: аналитика, статистика, компьютеры – всё, что угодно. Этим нужно правильно воспользоваться и сделать единый календарный план, поставив интересы сборной во главу угла, но не в ущерб клубам. И мы будем это делать. И тренерский семинар в январе проведём, и гандбольную лигу будем создавать, чтобы порядка было больше, и чтобы судейство было нормальным. Но во главе всего этого будет сборная, а не какой-то клуб, богатый ли, перспективный ли. Сделать это можно, это не высшая математика. Просто надо именно сесть и сделать.
– Появится ли у нас вторая сборная?
– Да, и мы уже практически решили этот вопрос. Уже с января начнём работу, чтобы в марте команда могла собраться во время тренировочных дней. Нам нужно иметь резерв, нужно их заигрывать, давать игровую практику, обкатывать. Пусть где-то сыграют со слабыми командами. Вот турнир был со словаками – почему бы вторую сборную туда не отправить? Хорошая была бы игровая практика. А желающих сыграть с нами будет много. Звание олимпийских чемпионок – это бренд, который ещё три с половиной останется нашим, как бы кто на него ни посягал.
– Кто будет тренировать вторую сборную?
– Это Трефилов пусть решает. Конечно, будем стараться подтягивать ребят помоложе. Алексеев – хороший тренер, амбиции и желание есть, голова работает.
Хочется ещё добавить кое-что.
Он сам понял, извинился. Но все мы живые люди. В обиду я его не дам. Буду поправлять, корректировать, но защищать, ведь мы с ним такое уже прошли. Он просто настолько предан своему делу, бьётся за сборную, хочет дать результат. Его уже не переделаешь, да и не надо. Если таких, как Трефилов, у нас не останется, то будет всё как в футболе.